При поддержке компании Mobatime Systems: лидера в разработке, производстве и продаже приборов и систем времени. Подробнее...
Сайт · Форум · Инструменты WindowsFAQ.ru - Сайт о Windows, компьютерах, системном администрировании, локальных сетях

Поиск

Друзья

Клуб любителей ASPLinux
Kerio Winroute Firewall инструкции настройки

Шаблоны

New_WindowsFAQ
Главная arrow Метафизика arrow Сетеяз и культурная революция (часть 3)
Сетеяз и культурная революция (часть 3) Версия для печати
Автор Александр Секацкий   

Чаты, SMSки, мобильные звонки, заполонившие до отказа сферу внешней сенсорики, создают иллюзию гиперкоммуникабельности, готовности вступить в контакт по любому поводу и вообще без повода. Ситуации неожиданного отстранения позволяют от такой иллюзии избавиться. Вот мы, я и мой семнадцатилетний сын Даниил, входим в вагон электрички. Усевшись на сиденье, Даниил, не долго думая, достает наушники и включает плейер. Я тоже достаю книгу и собираюсь в нее уткнуться – привычная картина. И вдруг я соображаю: ведь еще утром Даниил мне сказал, что у него «сели батарейки», и следовательно, никакой музыки он не слышит. Я искоса поглядываю на него, думая, что это специально на меня рассчитанный розыгрыш. Сын, однако, пребывает в отстраненном состоянии, не обращая на меня внимания: вид у него точно такой же, как если бы он действительно слушал музыку.

Он даже не сразу понимает причину моего недоумения. На прямой вопрос «что бы это значило?» он тоже отвечает не сразу и с некоторым трудом:
- С музыкой, конечно, было бы лучше, но на крайний случай и так сойдет.
- Что сойдет?
- Ну, не будут доставать. Увидят, что человек занят, плейер слушает, значит, ему не до тебя. Никому не придет в голову вопрос задать, и вообще...

Слова эти меня поразили и я тут же стал Даниила «доставать». Из дальнейших расспросов выяснилось, что роль симулякра вполне может сыграть и мобильный телефон: если прислонить его к уху и что-нибудь время от времени говорить, то тоже обеспечивается какая-то защита...

Тут у меня возникло страшное подозрение, полностью подтвержденное в ходе дальнейшей проверки: мы-то думаем, что они, эти «тинейджеры», погружаются в свою незатейливую музыку, в быструю и неприхотливую перекличку сетеяза для того, чтобы побыстрее оказаться там, в прекрасном виртуальном далёко. И им там, конечно, хорошо и интересно. Но, похоже, что главный побудительный мотив все-таки иной – покинуть отвратительное здесь, уйти отсюда. Готовностью откликнуться на любую болтовню в чатах прежде всего, выносится приговор невыносимой действительности, преодолевается дискомфорт присутствия реального Другого. Наушники это не только и не столько мостик в тот мир, сколько поднятое забрало пожизненно уставшего от жизни рыцаря. Подобный выбор, совершаемый в поколенческих масштабах, обрисовывает негативные условия обращения к сетеязу. Хотя вещие глаголы больше не зажигают сердца, но все же контакт с ними вызывает чувствительные ожоги – как же не принять минимальных мер предосторожности, чтобы от них уберечься?

***

На помощь музыке своевременно пришло новое документальное кино, ставшее благодаря видеокамерам мобильных телефонов эффективным выразительным средством сетеяза. Главное даже не техническая простота его производства, а возможность «снимать» подобное кино для нескольких друзей. Речь идет о такой производственной модификации, которая принципиально обесценивает запас готовых эталонных продуктов: Архив, священный коллектор искусства хранимого, преобразуется в склад, а тот, в свою очередь, в подручный запас, который можно пополнять без эксклюзивных (отягощенных талантом) усилий.

Следует огласить уже предпринятые усилия по обесцениванию Архива, предварительно отметив, что «Черный квадрат», равно как и прочие эпатажные жесты авангардов не имеют к ним никакого отношения, ибо эти радикальные манифестации художественной воли направлены как раз на защиту поствавилонских святынь. Зато ломография, скоростное производство беспорядочных фотоснимков, имеет к интересующему нас вопросу самое прямое отношение. Киноаналог этого явления, свирепствующий сегодня среди обладателей мобильников с видеокамерой, еще не получил своего имени. В первом приближении это бросовое кино, фактически анимированная ломография. Откроет ли бросовое кино какие-нибудь «новые творческие возможности» говорить преждевременно, но подобную задачу и не ставит сегодняшний «сам себе режиссер», нисколько не напрягается по этому поводу и современный «сам себе кинокритик». Но не будем забывать две вещи. Во-первых, ломография все-таки обрела статус искусства. А во-вторых, уже в самом развитии кино увлечение трэшем, скрытой камерой, общедоступными компьютерными программами анимации, представило в новом свете известные ленинские слова «из всех искусств важнейшим для нас является кино». Ленин имел в виду, конечно, массового зрителя. Сегодня, наконец, речь может идти и о массовом режиссере[13].

Кстати, упоминание Ленина позволяет увязать наступление эпохи сетеяза с таким явлением как Пролеткульт. Эстетическая воля победившего пролетариата, в том виде, в каком она была сформулирована Александром Богдановым, предполагала экспроприацию эксклюзивных творческих инструментов у собственников Логоса, несравненно более ревностных, нежели собственники Тельца[14]. Пролеткульт провозгласил своей целью вовлечение всего народа в процесс художественного производства. Как и многие экзистенциальные авангарды, вызванные к жизни Октябрьской революцией, Пролеткульт опередил свое время, и потому вскоре был разоблачен, высмеян и эстетически заклеймен – казалось бы, навеки. Тем не менее, эстетические принципы, впервые обкатанные на Полигоне[15] были востребованы вновь, как только наступило время их технической разрешимости. Низвержение высокого искусства теперь воспроизводит во многих деталях практику Пролеткульта: решительно (и без сожаления) отброшен пафос нерукотворного, адресованность посланий urbi et orbi вытеснена персональной адресованностью, да и статус законченного произведения неуклонно сближается со статусом ответной реплики. Самое существенное отличие (если отбросить технический фактор) состоит именно в выборе универсального медиатора – слово, бесспорно бывшее таковым во времена Пролеткульта, уступает место ломографии, «саундграфии» и бросовому кино.

***

Горизонты будущего, даже ближайшего, пока не ясны, зато вырисовываются контуры положения дел, ставшего неприемлемым. Единство целой эпохи нередко постигается именно таким негативным образом. И мы теперь вправе задать вопрос: может ли определяться эпоха ее собственным специфическим страхом? Ведь содержание и даже формы невроза несут в себе следы исторической обусловленности – будь то уже упоминавшиеся стигматы и логоневрозы Средневековья или «модные» обмороки чувствительных барышень в конце XVIII века. Компьютерная цивилизация или, если ограничиться более компактными рамками, формация электронных игр, смогла породить собственную фобию, подспудно уже определяющую мироощущение и самоощущение не только выдвинутого в будущее авангарда.

Речь идет о достаточно странном, можно даже сказать, химерном синтезе агорафобии и клаустрофобии, постепенно наигранном в электронных играх. Безусловный страх открытого пространства (множественности разомкнутых времен), как бы дополнен клаустрофобической боязнью территорий, в которых течет свое, никуда не вырывающееся вязкое время. Что же остается при таком сгущении страхов? Желанным и спасительным выходом, подсказанным игрой оказывается расстилающийся коридор линейно упорядоченной событийности.

Во-первых, замкнутый характер коридора продиктован агорафобией, страхом перед полнотой и открытостью жизни. Субъект, поместивший себя в это огражденное, экранированное пространство, уходит, тем самым, от провоцирующей открытости бытия среди других и навстречу Другому. В потоке компактной линейной событийности он чувствует себя куда увереннее.

Но, во-вторых, избавившись от пугающего многообразия внешнего мира, субъект может легко оказаться в не менее опасной ловушке, где ему светит перспектива остаться наедине со своими мыслями и, вообще, наедине с самим собой. Такая перспектива для субъекта абсолютно неприемлема, ощущение того, что некуда бежать приводит его в отчаяние.

Из ловушки все же можно вырваться, притом единственным способом – если мчаться прямо по коридору, успевая нырнуть в открывающийся на мгновение поворот. Ключевой вопрос здесь – что же движет бегущим по лезвию, по линеечке оставленного коридора? Что удерживает бегущего в абсолютной собранности, захватывая дух и пленяя душу?

Безусловно, есть некая «позитивная» цель, передающая позывные чистого авантюрного разума. Регистрация этих позывных задает направление движения к их первоисточнику[16]. Однако не менее, а может быть и более важна негативная точка, точка отталкивания. Предпринимаемое бегство – это бегство от «действительности» с ее дискомфортными обстоятельствами, не позволяющими найти здесь убежище – несомненно, степень невыносимости мира сего возросла на порядок. Дело обстоит так же, как и в случае с наушниками, когда стремление погрузиться в музыку очевидно и считывается невооруженным глазом – однако, оно все же уступает более мощному негативному стремлению заблокировать невыносимую действительность. Побег в виртуальном электронном пространстве представляет собой еще более чистый случай того же рода.

Позитивный момент влечения очищен и усилен новой универсальной фобией – страхом зависания. Страх этот является уникальной комбинацией разнонаправленных фобий. Синтезированное под давлением авантюрное время, внутренне пустое и задаваемое лишь проекцией точечного будущего, порождает и собственного деятеля, которого уже нельзя назвать субъектом в традиционном смысле – это развоплощенный из реальности агент, отмытый от всего «лишнего», от наносов разнокачественных временных потоков. Полнота присутствия субъекта не делегирована этому агенту, а изъята им в форме одержимости. Свою реальность он обретает, когда мчится по расстилающемуся коридору, движимый страхом зависания, самой достоверной на сегодняшний день разновидностью страха смерти. И ясно, что мы не вправе ждать от него слишком уж членораздельной речи, порождающей роковые замедления.

Servini
создано: 25-04-2007 08:06

Цитата (автор SavageNoName):
Как автор может изменить свою манеру выражаться, если статья (все части) сдаётся одним файлом?

Разумеется, переформулировав высказывания. :)

alexz
"Люди читают" - это сильно.
DenTNT
создано: 25-04-2007 12:12
Прочитал. Много воды. При прочтении создавалось впечатление, что читаешь не статью для "сетевого" читателя (для инет-сообщества), а научный труд, который будут читать и оценивать коллеги или студенты фил.фака.
Есть интересные выводы, но в целом не чувствуется целостности. К концу статьи создается впечатление что она не закончена.
Присоединяюсь к менению, что ее нужно было размещать в адаптированным для широких масс виде.
Например, если бы я не прочел эту ветку форума, врядли бы осилил половину первой части.

P.S. Интересно было бы услышать рассуждения автора по поводу онлайн-игр (ММОРПГ).
gecata
создано: 01-01-2008 17:01
Да простит меня Высокое Собрание, что вмешиваюсь, будучи профаном...
В общем, просмотрела, наконец, все, что на данный момент опубликовано в "Метафизике".
Так получилось, что начала с первой подвернувшейся статьи и закончила Сетеязом (сразу не читала, т.к. не понравилось фото автора. Не нравится и сейчас.)
Не знаю, да и знать не хочу, для чего это написано. (Возможно, это влияние последней статьи, но это чертовски удобная позиция, и поэтому принимается). Иногда подобные статьи пишутся, чтобы сформулировать собственную точку зрения. Но это тоже неважно.
ИМХО: это стоило написать хотя бы для того, чтобы получить массу удовольствия (без шуток и с уважением ко всем мнениям) от ваших комментариев.
:D
Гость
создано: 03-01-2008 23:09
gecata

Браво!
Гость
создано: 25-11-2009 23:05
У А.К. Секацкого особая манера изложения.Мысль понятна.
Зачем заниматься профанацией?Читатель должен думать.
Egor
создано: 25-11-2009 23:47

Цитата (автор "Гость"):
Читатель должен думать.

Ес, а як-же. Думать никогда не вредно. Даже, если эти думы приходят через два года ;)
Гость
создано: 27-03-2010 16:30
В британском журнале Philosophy of Photography на сайте www.intellectbooks.com новая статья Александра Секацкого. ссылка : http://www.intellectbooks.co.uk/journals/view-issue,id=1799
Никнейм:


BB-коды, смайлы
Тема на форуме
Опции
 
 
< Сетеяз и культурная революция (часть 2)

Сервер NTP


Доступ к серверу NTP первого стратума
Подробнее

На форуме

Лента RSS

Mobatime - Автору - Рекламодателю - Веб-мастеру - Контакт - История - Наверх
© Владислав Семёнов aka SavageNoName 2003-2016
При любом использовании материалов ссылка на WindowsFAQ.ru обязательна
Сайту 12 лет, 3 месяца и 5 дней. Форуму 15 лет, 7 месяцев и 18 дней.